20 февр. 2012 г.

Павловская крепость под Таганрогом


Что ни говори, а правильно построенная система накопления и систематизации информации имеет огромное значение. Порой совершенно случайно узнаёшь об интересных местах, фактах и событиях. Если эти знания вовремя не положить на видное место, то они очень быстро теряются в суете обыденности. Буквально несколько месяцев назад я занялся вопросом приведения в порядок накопившейся информации. И не зря! Предложение знакомой съездить покататься по Таганрогу на её новой машине не застало меня врасплох. Быстро просматриваю свои записи. Так и есть! Подвернувшаяся оказия — это хороший повод посетить остатки Павловской крепости.
Вид Павловской крепости на спутниковом снимке

Как это часто бывает в таких случаях, даже многие местные жители не знают о существовании у них под боком исторического памятника такого масштаба. Нет рекламы — нет популярности. Строительство Павловской крепости началось в конце XVII века по приказу Петра I. Она была призвана защищать подходы к Троицкой крепости (нынешнему Таганрогу) от набегов турок и татар и была частью мощного укрепрайона, созданного на Миусском полуострове. Это первая в России земляная крепость, спроектированная по точным инженерным расчётам. Позднее по такому же принципу были построены Петропавловская крепость в Петербурге, Аннинская у Черкасска, крепость св. Димитрия Ростовского, затем ставшая городом Ростовом-на-Дону.
Вид Павловской крепости с западной стены
Восточный вал Павловской крепости
Поворот с трассы Ростов-Мариуполь, 500 метров по поселковой дороге и мы останавливаемся на небольшой удобной площадке рядом с валами древней крепости. Это единственная фортификация Таганрогской линии, дошедшая до нас в такой сохранности. Высокие насыпи валов хорошо прорисовывают границы укрепления. Если постараться, то можно воссоздать в голове и план крепости. Хотя, конечно, лучше её видно на спутниковом снимке. Валы практически не пострадали за прошедшие века. Хотя в нескольких местах они прорезаны дорогой.
Вид Павловской крепости с северо-восточного бастиона. Виден частично разрушенный южный вал.
Вал юго-западного бастиона
Пожалуй, автомобилисты — главная угроза этой фортификации. Следы машин везде — внутри крепости, на валах, на склонах. Покорить насыпь укрепления на своём автомобиле, похоже, единственный способ повысить самооценку для некоторой категории водил... Заметно, что местные жители пытаются этому противодействовать — главный подъезд завален ветками. Но это не спасает от особо рьяных «джигитов».
"Въезд" в Павловскую крепость
Обходим укрепление по периметру. С западного склона открывается прекрасный вид на Миусский лиман. Обрывистый берег, дополненный рвом и валом, делает крепость неприступной с воды.
Ров и вал юго-западного бастиона крепости
Ров и вал северо-западного бастиона Павловской крепости
Вездесущие автомобили. Даже на льду Миусского лимана
Обрывистый берег Миусского лимана
В юго-западном бастионе обнаруживаем табличку с названием памятника. Она очень символично отображает отношение к подобным историческим местам. Кто-то старательно исправил фломастером неправильно указанную дату. Другой кто-то не менее старательно пытался эту табличку оторвать. И всё это происходит при полном равнодушии официальных структур, повесивших на культурный памятник вывеску с безкультурной ошибочной датой основания.
Юго-западный бастион Павловской крепости с установленной табличкой
Табличка с неправильной датой
Вид с края юго-западного бастиона на Павловскую крепость
Обход крепости не занимает много времени. Она относительно компактная. Ведь изначально была рассчитана на 500 человек гарнизона, воины которого в мирное время жили в хуторах на берегу Миусского лимана. Мы уже собирались уезжать, когда мимо проехала колонна из дорогого мерседеса и двух внедорожников. Мерс, лихо обогнув завалы из веток, попытался въехать на обледеневший склон, но переоценил свои возможности и стал плавно сползать серебристым задом в те самые ветки. Пассажиры внедорожников бросились убирать колючие обрезки деревьев, чтобы не поцарапался дорогой автомобиль... Крепость продолжает защищать свои рубежи от недобрых гостей...
Памятник Петру I в Комсомольском сквере Таганрога
Мост влюблённых в Комсомольском сквере Таганрога
Замки всех мастей
Пушкинская набережная в Таганроге
Берег Таганрогского залива
Таганрогский порт
Стелла в честь 300-летия основания Таганрога

1 комментарий:

George Y комментирует...

Спасибо за обзор с фотографиями. В ближайшее время планирую отправиться и посмотреть место своими глазами. Если получится, поделюсь с вами фотографиями в теплое время года.